В обсуждении приняли участие представители отраслевых союзов и ассоциаций, международных выставочных операторов, крупных промышленных компаний, эксперты конгрессно-выставочной индустрии. Что будет с промышленными выставками в 2021 году, рассчитывать ли на господдержку компаниям-участникам промышленных выставок, какие новые форматы в продвижении продукции используются в новую посткарантинную цифровую эпоху, офлайн или онлайн – эти и другие вопросы вошли в повестку встречи.
Андрей Цемахович, директор департамента регулирования внешней торговли и поддержки экспорта Минпромторга России, отметил системообразующую роль конгрессно-выставочной деятельности в экономике страны. Из-за пандемии индустрия понесла ощутимые потери, поэтому она отнесена к числу наиболее пострадавших отраслей, и ее участники имеют возможность получить господдержку. Также сохраняются субсидии предприятиям – участвующим в национальных экспозициях, формируемых при поддержке Российского экспортного центра. Однако, по словам А. Цемаховича, принято решение поддерживать только крупные мероприятия - их 35 из прежних 100.
Первые офлайн-форумы, после отмены с февраля этого года, уже стартовали в регионах, которые открыты для проведения массовых мероприятий, часть выставок также пройдет в ближайшее время.
Елена Ублиева, исполнительный директор «Российского союза выставок и ярмарок» (РСВЯ), отметила оживление в настоящее время выставочных и конгрессных мероприятий. 50 мероприятий пройдут в Санкт-Петербурге до конца года, часть их уже состоялась на прошлой неделе. По ее словам, мероприятия вызывают большой интерес, поток посетителей растет, при этом организаторы уделяют большое внимание противоэпидемиологическим мерам. Сложности сохраняются пока по международным выставкам, что связано с закрытием границ в связи с пандемией.
Многие участники отметили, что в конгрессно-выставочной индустрии усилятся тенденции укрупнения и консолидации, будут закрыты неэффективные региональные проекты. По словам Е. Ублиевой, этот тренд наметился уже давно. Так, промышленных выставок на сегодня проводится 135, хотя в 2013 году их было 204. При этом нынешние выставочные проекты повысили свое качество, ежегодно улучшается их наполнение. Ротация продолжится, считает представитель РСВЯ, в том числе объединение в зонтичные проекты.
Крупный конгрессно-выставочный хаб, Сведловская область, также ощутил на себе потери в связи отменой мероприятий. Как сказала Елена Хлыбова, и.о. министра инвестиций и развития Свердловской области, отмена только одной крупнейшей промышленной выставки ИННОПРОМ стоила экономике региона 3,5 мдрд руб. Всего в регионе проходит более 10 выставочных и более 500 конгрессных мероприятий в год. Однако, по ее словам, в отсутствие офлайн-мероприятий в области были запущены успешные онлайн-проекты. В настоящее время открываются и площадки в обычном формате, до конца года состоятся 30 мероприятий. Одна из октябрьских выставок пройдет в комбинированном формате: выставочная часть - офлайн , а деловая – онлайн, и этот подход станет теперь новой реальностью, считает Е. Хлыбова.
Необратимые изменения в выставочной практике отметили и представители крупных промышленных компаний, которые также представили свои новые цифровые кейсы.
Нынешняя цифровая эпоха - эпоха новых возможностей, отметил Андрей Посохов, директор по рекламе и продвижению продукции ТМК. В период пандемии коронавируса в ТМК был сделан акцент на развитие цифровых каналов продвижения продукции, что позволило сохранить высокий уровень информированности потребителей о возможностях компании. Были запущены несколько продуктовых электронных площадок, которые показали свою эффективность. «В перспективе мы нацелены на офлайн, так как живое общение ничем не заменить, однако будем использовать и наработанный багаж онлайн-продуктов, - сказал А. Посохов. – Будем работать по гибридным схемам». До конца года ТМК планирует принять участие в нескольких офлайн-выставках, в том числе, как отметил директор по рекламе и продвижению продукции ТМК, идет активная подготовка к участию в 26-й Международной промышленной выставке "Металл-Экспо 2020", которая пройдет 10-13 ноября на ВДНХ. Традиционно в рамках форума ТМК проводит встречу со своими дилерами.
По словам Альбины Исламовой, начальника отдела по развитию и продвижению бренда Группы ЧТПЗ, цифровой тренд в практике компании присутствовал и раньше, поэтому она была готова к случившемуся развитию событий. В Группе ЧТПЗ была продолжена работа с цифровыми инструментами – это виртуальные туры, экскурсии на предприятия на сайте, мультимедийный каталог продукции, цифровые медиа, интернет-магазин. Но также в этом году компания планирует участвовать в офлайн-выставках. «Мы держим руку на пульсе, - сказала А. Исламова. - Выставки офлайн важны не только с точки зрения общения и презентации продукции, но и дают мощную мотивацию всей команде в генерации новых идей во взаимодействии с потребителями».
Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа, также высказался в поддержку «микса» офлайн- и онлайн-мероприятий. По его мнению, реальные встречи важны, потому что только так можно увидеть и оценить продукцию – «зайти в салон автомобиля, посмотреть, как работает электроника». Однако электронные форматы уже прочно вошли в практику компаний и показали свою эффективность. К примеру, один из успешных цифровых кейсов КАМАЗа – «День клиента», в ходе которого проводятся встречи онлай представителей производителя, дилера и потребителя.
В рамках сессии был проведен опрос в пользу онлайн- или офлайн-мероприятий. По его результатам, за офлайн проголосовало 25 %, будущее за онлайн, считает 10%. Но большинство участников, 64%, пришли к тому, что нужно взять лучшее из обоих форматов и развивать комбинированные мероприятия.