Василий Викторович, 2019 г. был непростым на рынке проката тяжелых цветных металлов. По мнению его участников, потребление на внутреннем рынке снизилось на 15% и видимые перспективы восстановления или роста пока прогнозируются слабо. Каким оказался для КУЗОЦМа прошедший год? Что, по вашим ожиданиям, ждет рынок в обозримом будущем?
К сожалению, приходится констатировать, что внутренний рынок не имеет предпосылок к росту в ближайшее время. Снижение потребления проката мы фиксировали на протяжении всего 2019 г. Пик его пришелся на I полугодие, когда низкая загрузка мощностей наших клиентов отмечалась во всех сегментных группах. Особенно сильно сократилось производство в металлургической, электротехнической и автомобилестроительной отраслях. Конечно, не без исключений. Во II полугодии в нескольких отраслях произошло некоторое оживление, но оно не компенсировало общего снижения. К примеру, выросла активность судостроительного сегмента. В итоге емкость рынка проката медной группы (медь, латунь, бронза) снизилась на 10—12%. Сложно дать прогноз развития конъюнктуры ввиду высокой степени неопределенности. Очевидно одно: без государственной поддержки рынок в большей своей части не готов к росту. Увеличение государственного финансирования производства продукции высоких переделов, в том числе в рамках гособоронзаказа, повысит потребность наших клиентов и емкость рынка в целом.
Что необходимо делать предприятию в производственном и сбытовом плане для достижения положительных результатов в условиях снижения или стагнации потребления?
В сложившейся ситуации мы ставим перед собой три основные задачи. Во-первых, необходимо совершенствовать технологию производства продукции. Это сложный процесс, в результате которого мы не только оптимизируем нашу производственную себестоимость, но, самое важное, получаем довольного и лояльного клиента. Во-вторых, мы намерены улучшать сервис и гибкость по отношению к заказчику. Стремимся работать с клиентами на удобных и взаимовыгодных условиях как на протяжении всей сделки, так и вне ее. К примеру, в 2019 г. на нашем сайте был запущен сервис проверки подлинности сертификатов. Он позволяет в любой момент самостоятельно проверить, выдавался конкретный сертификат или нет. Третья задача — поиск новых географических рынков и освоение выпуска новых продуктов. В условиях стагнации внутреннего рынка поддерживать и увеличивать производство можно за счет внешних рынков.
До прихода на КУЗОЦМ вы руководили Гайским заводом по обработке цветных металлов. Что из вашего опыта планируете привнести в деятельность Каменск-Уральского завода ОЦМ?
Оба предприятия похожи, несмотря на то что выпускают принципиально разную металлопродукцию. На Гайском заводе ОЦМ была проведена достаточно большая работа по снижению себестоимости выпускаемой продукции за счет снижения как стоимости шихтовых материалов, так и общехозяйственных затрат. Безусловно, часть подходов будет реализована и на КУЗОЦМе. Отдельное внимание уделим культуре производства.
Какие задачи ставит перед собой КУЗОЦМ на 2020 г.? Какие работы по модернизации действующего и установке нового оборудования планируется осуществить?
Наш основной инвестиционный проект — запуск мельницы алюминиевых порошков, запланированный на II квартал 2020 г. Проект реализуется при поддержке Министерства промышленности и науки Свердловской области, Уральской торгово-промышленной палаты, Администрации г. Каменска-Уральского и Фонда развития предпринимательства. На новом оборудовании планируем изготавливать в основном пудры ПАП-1,2. Их используют в производстве ячеистого газобетона. Продукт востребован как в России, так и в странах ЕАЭС. Запланировано еще несколько инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующего оборудования. О них будем рассказывать в течение 2020 г. на отраслевых выставках и конференциях.